Меньшикова О.Р.

Повышение надежности определения типа личности параллельным тестированием по двум типологиям: MBTI и Эннеаграмма

В докладе рассказано об опыте применения психологических тестов, который накопился у нас за 8 лет работы в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Основная деятельность нашего Центра состоит в проведении международной учебной программы FAST (“Финансовый анализ и торговля ценными бумагами”). Большинство наших слушателей - это сотрудники банков, бирж, финансовых, инвестиционных и страховых компаний. За это время обучение в FAST-Центре прошли более 2000 человек.

Когда 8 лет назад каждый месяц на 2-3 недели к нам стали приходить слушатели, начался новый, непривычный для нас период интенсивного общения с большим количеством людей. До этого сотрудники FAST-Центра работали в Вычислительном Центре РАН и занимались научной работой. Для более быстрого знакомства со слушателями и создания атмосферы инициативы, самостоятельности и свободы, благоприятствующей обучению, мы стали применять входное компьютерное психологическое тестирование. Сначала использовали только тест MBTI, затем стали использовать тесты “Соционика”, “Локус контроля”, “Эннеаграмма”.

Портрет группы, который мы получаем через час после первого знакомства, позволяет преподавателям настроиться на новых слушателей. Кроме того, мы построили психологический портрет типичного слушателя и скорректировали методику преподавания с учетом его особенностей. Наш типичный слушатель очень внимателен к деталям и предпочитает изучать материал, начиная с простых примеров и постепенно переходя от простого к сложному, при этом преподавание должно сопровождаться большим количеством примеров, объясняющих общие положения теории.

Тестирование позволяет выявить людей, не типичных для данной аудитории и предсказать неизбежные сложности, которые возникнут у них при освоении материала. Все преподаватели FAST-Центра также прошли психологическое тестирование. Применение теории интертипных взаимоотношений позволяет нам грамотно формировать рабочие группы (объединять слушателей при работе в парах и “правильно” подбирать преподавателя при индивидуальной работе).

Мы начали собирать свою базу данных по MBTI с 1993 года, по соционике, локус контролю - с 1994, эннеаграмме - с 1997 года. За эти годы накопились достаточно большие базы данных (БД), к примеру БД по MBTI содержит 1439 измерений. Со временем выяснилось, что они с успехом могут служить основой для решения чисто типологических вопросов. Нам хотелось разобраться в том, как соотносятся результаты тестирования по разным методикам, и сопоставить полученные данные с тем, что известно по этому поводу в США.

Тест Эннеаграмма весьма популярен Западе и, насколько нам известно, пока не получил широкого распространения в нашей стране. Всех желающих узнать свой тип по MBTI и Эннеаграмме отсылаем к нашему сайту http://www.fast.ane.ru/tests

Желающих подробнее обсудить полученные результаты приглашаем в FAST-Центр АНХ. Здесь можно не только пройти тестирование, но и познакомиться с накопленными результатами, воспользовавшись очень простой и удобной в работе программой анализа. Программа устроена таким образом, что она позволяет анализировать по двум тестам MBTI и Эннеаграмма любой коллектив. Вводится коэффициент сходства, который для каждого человека позволяет указать, кто на него больше похож, а кто является его антиподом, при этом коллектив естественным образом разбивается на непересекающиеся коалиции, в которых два человека образуют ядро. Для каждой группы участников программа автоматически рассчитывает средний тип и находит типичных представителей данной группы. Эта же программа позволяет установить, какие отношения с каждым членом коллектива складываются у любого представителя группы. Результат, естественно, зависит от того, какая теория интертипных взаимоотношений заложена в программу. Здесь мнения социоников и западных исследователей не полностью совпадают.

На наш взгляд было бы интересно провести исследование по двум указанным тестам заинтересованных участников 5-ой конференции по соционике в Москве, которая состоится в ноябре 2001 года. Если это сделать заранее, я могла бы представить доклад о полученных результатах на этой конференции.

MBTI: результаты тестирования.

Сравнение с американскими данными

Каждый, кто проходил у нас тестирование с использованием методики MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), разработанной Катариной Бриггс и ее дочерью Изабель Бриггс Майерс, получал не только свой буквенный код и соответствующий портрет, но и численные значения, характеризующие степень выраженности восьми признаков: E/I, S/N, T/F, J/P. Здесь использованы стандартные обозначения: E - экстраверсия, I - интроверсия, S - сенсорика, N - интуиция, T - мышление, F - чувство, J - оценка, P –восприятие. Каждому варианту ответа приписаны баллы (0, 1 или 2), обработка результатов предполагает подсчет баллов для обоих полюсов каждой из шкал в отдельности.

Например, результат мог быть таким: 4 : 23, 21 : 5, 17 : 5, 23 : 6 (порядок чисел соответствует порядку букв). В первой паре 4 : 23 первое число - это сумма баллов, подтверждающих экстравертность данного человека, а второе число - сумма баллов, подтверждающих его интровертность. Слушатель, у которого сумма баллов по E выше, чем по I, классифицируется как экстраверт. То же самое справедливо и для шкал S/N, T/F, J/P. Поскольку 4 < 23, данный человек признавался интровертом, причем его интровертность выражена довольно сильно. Рассуждая дальше по аналогии понимаем, что в данном случае мы имеем дело с наиболее распространенным типом ISTJ. Заметим, что сумма чисел в каждой паре не является константой.

Таблица 1

ISTJ

ISFJ

INFJ

INTJ

41.4%

3.2%

1.0%

6.6%

ISTP

ISFP

INFP

INTP

6.7%

1.3%

1.7%

5%

ESTP

ESFP

ENFP

ENTP

3.8%

0.6%

1.5%

3.1%

ESTJ

ESFJ

ENFJ

ENTJ

18.6%

1.3%

0.9%

3.3%

Тестирование выявило существенную неравномерность в распределении слушателей по типам. 863 человека (60%) оказались принадлежащими типу STJ (Сенсорные-Мыслительные-Оценивающие), из них 267 - экстраверты, а 596 - интроверты. Некоторые типы оказались весьма редкими в данной популяции (ENFJ - 13 человек или 0.9% и ESFP - 8 человек или 0.58%). Большая часть (67%) - люди интровертного склада. Приведем более подробные сведения о полученных результатах.

Наиболее распространенными среди наших слушателей оказались типы ISTJ и ESTJ, как уже упоминалось выше, суммарно на эти два типа приходится 60% слушателей, и это, по-видимому, общий вывод для российских менеджеров высшего и среднего звена и начальников (выборка -1439 человек)

Для сравнения приведем таблицу 2, показывающую как распределяется по психологическим типам население в мире [1]:

Таблица 2

ISTJ

ISFJ

INFJ

INTJ

7%

6.5%

2%

2.5%

ISTP

ISFP

INFP

INTP

4%

5.5%

3.5%

3.5%

ESTP

ESFP

ENFP

ENTP

7.5%

9.5%

7.5%

4.5%

ESTJ

ESFJ

ENFJ

ENTJ

15%

14%

4%

3.5%

Приведем сравнительную таблицу 3, показывающую, как часто встречаются рассматриваемые восемь признаков E, I, S, N, T, F, J, P среди наших слушателей, а также среди американских менеджеров. Данные по американским менеджерам взяты из книги [2].

Подводя итог, можно сказать, что среди обследованных нами российских менеджеров высшего, среднего звена и начальников Экстраверты встречаются в два раза реже Интровертов (для мирового населения это соотношение смещено в другую сторону, по разным данным 2 : 1 или даже 3 : 1), Сенсорики встречаются в три раза чаще Интуитивных (тут имеется полное совпадение с мировой практикой), Мыслительный тип в восемь раз превосходит Чувствующий, а Решающих в три раза больше, чем Воспринимающих (сравните с соотношением 50% - 50% для мирового населения для T/F и J/P). Если же сравнивать группу наших слушателей с менеджерами среднего, высшего звена и начальниками в США, то обращает на себя внимание большая интровертность и большая сенсорность представителей нашей группы, а следовательно, недостаток типов EN**.

Таблица 3

Признак

Наши слушатели

Население в мире

Менеджеры (США)

Начальники (США)

Ср. звена

Старшие

Экстраверсия

E

33.1%

72%

46.3%

55.7%

47.1%

Интроверсия

I

66.9%

28%

53.7%

44.3%

52.9%

Сенсорика

S

76.9%

76%

64.7%

53.9%

66.1%

Интуиция

N

23.1%

24%

35.3%

46.1%

33.9%

Мышление

T

88.5%

50%

86.2%

92.7%

95.4%

Чувство

F

11.5%

50%

13.8%

7.3%

4.6%

Оценка

J

76.3%

50%

78.2%

77.4%

87.6%

Восприятие

P

23.71%

50%

21.8%

22.6%

12.4%

Интересно отметить, что западные психологи, рассуждая об изменениях в менеджменте в 21 веке, считают, что старый стиль управления, который делает акцент на конкретности (S), принципах (T) и систематическом планировании (J) , будет постепенно сдвигаться в сторону большего внимания к объектам (E), большей открытости (P), большего внимания к людям (F) и более тщательного рассмотрения возможностей (N) [3].

Посмотрим, как распределяются рассматриваемые группы по четырем темпераментам, описанным американским психологом Дэвидом Кэйрси [4]:

Таблица 4

Название

Символ

Наши

слушатели

Население

в мире

Ср.

звено

Выс.

звено

Начальники

Организаторы-традиционалисты

SJ

64.5%

38%

54.9%

46.8%

61.5%

Провидцы

NT

18%

12%

29.2%

42.5%

31.8%

Посредники

SP

12.4%

38%

9.8%

7.1%

4.6%

Катализаторы групповой активности

NF

5.1%

12%

6.1%

3.6%

2.1%

Анализ таблицы 4 показывает существенный недостаток группы NT среди наших руководителей по сравнению с американскими. На это обстоятельство, по-видимому, нужно обратить внимание, поскольку именно представители этой группы способны осуществить прорыв в неизведанное, а их недостаток приводит к застою.

Эннеаграмма

Эннеаграмма - это система, позволяющая оценить индивидуально-психологические особенности личности. Эннеа - по-гречески означает “девять”. Эннеаграмма подразделяет людей на девять психологических типов. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, которые важно понять для общения с людьми других типов.

Эннеаграмма - это древняя система, которая на Западе впервые была предложена Г. Гурджиевым (дата рождения 1870 год). Точное место его рождения не известно, указывается только что это недалеко от Греции. В 20 веке он жил в Европе. В настоящее время Эннеаграмма получила широкое распространение на Западе и практически не используется в нашей стране. Основоположниками современных исследований в этой области являются D.R. Riso и R. Hudson [5]. Мы в своих исследованиях использовали разработанный ими тест RHETI (Riso-Hudson Enneagram Type Indicator), состоящий из 144 вопросов.

В таблице 5 содержатся названия, основная мотивация и краткое описание девяти типов.

Традиционно изложение Эннеаграммы начинается с описания трех основных центров, с помощью которых действует человек. Под тремя центрами, определяющими психологические типы, понимаются голова (как центр интеллекта), сердце (как эмоциональный центр) и живот (физический центр).

Все они активны у каждого человека и необходимы для его существования. Тем не менее, тип людей, который руководствуется разумом, опирается в своих действиях на центр интеллекта (голову), эмоционально-ориентированный тип людей - на эмоциональный центр (сердце), наконец, инстинктивно-ориентированный тип - на физический центр (живот).

Вы, несомненно, встречались с мыслителями-интеллектуа-лами, которые, как кажется, полностью поглощены своими мыслями, пытаются понять, как функционирует их собственный мир, создают новые научные теории. В данном случае мы имеем дело с категорией прирожденных мыслителей. Им хотелось бы все испробовать в жизни, но подтолкнуть их к действиям практически невозможно. Пригласить одного из таких людей на прогулку или покататься на лыжах - это невероятно сложная задача. Между тем многим из них нравится находиться на свежем воздухе и выбрасывать время от времени все дела из головы.

Таблица 5

1 Перфекционист/Ре-форматор Я должен быть

совершенен

Рациональный, идеалистический тип
2 2. Помощник Я должен помогать другим Заботящийся, внимательный тип
3 Мотиватор/Испол-нитель Я должен преуспеть Адаптирующийся, ориентированный на успех тип
4 Артист/Романтик Я неповторим Интуитивный, сдержанный тип
5 Мыслитель/Наблю-датель Я должен все обдумать Восприимчивый, интеллектуальный тип
6 Лоялист Я предан Идейный, ориентированный на безопасность тип
7 Энтузиаст Я счастлив Полный энтузиазма, продуктивный тип
8 Лидер/Хозяин Я должен быть сильным Властный, напористый тип
9 Миротворец/По-средник Я благодушен Легкий в общении, покладистый тип

Аналогично, сталкиваясь с эмоциональными типами, можно понять, как сильны бывают чувства. Художник трогает нас движением своей кисти. Внимательный слушатель переживает из-за наших проблем и проблем всех остальных людей. Эти люди исходят из эмоций, но все-таки прибегают к разуму, когда необходимо сверить баланс в чековой книжке.

Мы наблюдаем за инстинктивно-ориентированными атлетами, демонстрирующими чудеса силы и выносливости в передаче, посвященной футболу или во время мировых чемпионатов. Среди инстинктивных людей много военных, политиков, спортсменов.

Характер личности во многом определяется тем, что мы предпочитаем использовать одну из трех областей (эмоции-интеллект-инстинкт) в большей степени, чем две остальные.

Девять секторов Эннеаграммы отражают склонности вышеприведенных трех типов. На каждый из трех типов (эмоциональный, интеллектуальный, и инстинктивный) приходится по три сектора Эннеаграммы:

Каково соотношение между типологией Майерс-Бриггс и Эннеаграммой? Первая имеет дело с поведением людей и их сознательным выбором, в то время как вторая делает больший акцент на внутреннюю, часто неосознанную мотивацию, которая стоит за тем или иным поведением. Психологический тип по Майерс-Бриггс, если он четко выражен, не меняется в течение жизни. Мы располагаем небольшим количеством наблюдений за этими характеристиками в динамике и можем подтвердить, что это довольно устойчивая характеристика, хотя об абсолютной ее неизменности говорить было бы неверно. Эннеаграмма представляет более подвижную характеристику.

Как и многих исследователей на Западе, нас в первую очередь интересовал вопрос о соотношении девяти типов Эннеаграммы и шестнадцати типов Майерс-Бриггс. Ниже мы приведем полученные результаты.

Тест Эннеаграмма прошли 307 человек. Результатом тестирования для каждого человека является девятимерный вектор, компоненты которого положительны и в сумме равны 144 (числу вопросов в тесте). Иногда она бывает чуть меньше в тех случаях, когда на несколько вопросов человек не ответил. Ведущим является тот тип, которому соответствует большее число, обычно оно не меньше 20. Среднее число равно 16 (144/9=16). Приведем пример.

Таблица 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

15

14

20

12

15

15

19

25

9

144

Удобно пользоваться ранговым вектором, компонентами которого являются числа от 1 до 9, расположенные в порядке убывания очков, набранных тестируемым по соответствующему типу. Для нашего примера на первом месте (с явным отрывом) расположен 8 тип, следовательно, будем считать данного человека Лидером. На втором месте - 3 (Мотиватор/Исполнитель).

Таблица 7

8

3

7

1

5

6

2

4

9

В таблице 8 элемент i-ой строки и j-го столбца соответствует количеству человек из 307, прошедших тестирование, у которых на первом месте стоит тип i, а вторым по выраженности является тип j, т.е. ранговый вектор начинается с чисел i, j. одержится распределение по 9 типам 307 человек, прошедших тест Эннеаграмма.

Таблица 8

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1

0

13

3

5

2

4

2

17

8

 

2

9

0

4

8

1

5

10

10

13

 

3

8

2

0

1

2

1

1

11

4

 

4

4

3

0

0

1

3

9

1

5

 

5

3

1

1

1

0

1

1

1

2

 

6

5

1

0

3

0

0

0

1

7

 

7

0

7

3

4

1

0

0

3

4

 

8

20

10

18

0

2

1

3

0

2

 

9

6

11

2

2

0

10

0

0

0

 
                   

Таблица 9 получена путем помещения в ячейку ij суммы чисел, расположенных в ячейках ij и ji таблицы 8. По смыслу это означает следующее. Мы хотим узнать, сколько человек имеют на первых двух местах типы i и j, независимо от порядка их следования.

Таблица 9

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

22

11

9

5

9

2

37

14

2

   

6

11

2

6

17

20

24

3

     

1

3

1

4

29

6

4

       

2

6

13

1

7

5

         

1

2

3

2

6

           

0

2

17

7

             

6

4

8

               

2

9

                 

Такая форма записи позволяет нам выявить наиболее часто встречающиеся пары и наоборот, пары, которые практически не встречаются. Их можно увидеть в таблице 10.

Таблица 10

Пары типов

1,8

3,8

2,9

1,2

2,8

6,9

2,7

1,9

4,7

1,7

2,5

4,5

5,7

5,9

6,8

8,9

3,4

3,6

4,8

5,6

6,7

Количество

37

29

24

22

20

17

17

14

13

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

0

Эннеаграмма и MBTI

Приведем корреляционную матрицу, позволяющую установить связь между 9 типами Эннеаграммы и 8 признаками MBTI. (См. прил.1). В ней естественным образом выделяется четыре подматрицы ЛВ, ПВ, ЛН, ПН, две из которых ПВ и ЛН одинаковы с точностью до транспонирования, здесь Л-Левая, П-Правая, В-Верхняя, Н-Нижняя.

Подматрицу ЛВ естественно назвать корреляционной матрицей для Эннеаграммы, подматрицу ПН - для 8 признаков MBTI и наконец ЛН - корреляционная матрица, устанавливающая связь Эннеаграммы и MBTI.

Подматрица ЛН позволяет строить прогноз типа MBTI для человека, прошедшего тест Эннеаграмма. Для получения прогноза достаточно умножить эту матрицу на 9-мерный вектор измерений по тесту Эннеаграмма, полученный 8-мерный вектор нужно стандартным образом свернуть в четырехбуквенный код MBTI. Сильное расхождение прогноза и результата измерения по MBTI заставляет думать о необходимости повторить тестирование с целью выяснения причин расхождения. Их может быть много. Наиболее часто встречается следующая: человек отвечает не то, что есть в нем в настоящий момент, а то, что ему хотелось бы видеть в себе. Или он отвечает так, как, с его точки зрения, больше понравится его начальнику, который будет интересоваться результатами тестирования.

Таблица 12

Эннеазоны

Тип MBTI Тип MBTI из [6]

E1

ISTJ ***J

E2

E*F* E*FJ

E3

**T* ES*P

E4

INFP IN*J

E5

INT* I*TP

E6

IS*J IS*J

E7

ENFP EN*P

E8

ESTJ E*TJ

E9

I*F* I*FP

Зафиксируем некоторое пороговое значение коэффициента корреляции, например, 0.18 и посмотрим по подматрице ЛН, какие типы MBTI располагаются в эннеазонах E1 – E9. Сравним полученные данные с американскими из работы [6].

Небольшие расхождения, которые имеют место в столбцах 2 и 3, могут быть объяснимы некоторой “перекошенностью” баз данных, нашей в сторону преобладания типов ST, а американской в сторону NF.

Приведем еще один способ выявления взаимосвязи между двумя типологиями. В табл. 13 приведены следующие данные (См. прил. 2). По строкам расположены девять типов Эннеаграммы, а по столбцам – 16 типов MBTI. В ячейке 2-ESTJ, например, стоит число 20, означающее, что 20 человек типа ESTJ получились Помощниками по Эннеаграмме, т.е. получили самые высокие баллы по типу 2, который и был признан ведущим.

В таблице 13 последняя 10-ая строка представляет собой сумму предыдущих девяти строк, а последний 17 столбец – сумму предшествующих 16 столбцов. Последняя строка указывает, как протестированные 307 человек распределились по 16 типам MBTI, а последний столбец – как они распределились по 9 типам Эннеаграммы. По MBTI лидируют типы ISTJ, ESTJ, INTP, а по Эннеаграмме – 8, 2, 1.

Оказалось, что среди обследованных 307 человек всего 3 имеют тип ESFP и по одному – ESFJ, ISFP. Это означает, что выводы, полученыые относительно этих типов, в дальнейшем при накоплении более объемных данных могут измениться.

Проделаем следующие вычисления с данными таблицы 13.

Если абсолютное значение числа Yij больше единицы, то с вероятностью 90% типы имеют прямую или противоположную связь. Для удобства анализа таблицы 14 (см. прил. 3) значения, превышающие по абсолютной величине единицу, выделим жирным шрифтом.

Подытожим результаты табл. 14 и приведем табл. 15, в которой указывается, какой тип Эннеаграммы соответствует каждому из 16 типов MBTI. В Интернет [7] содержатся данные о тестировании 467 человек по тестам MBTI и Эннеаграмма в США. Эти данные представлены в таком же виде, как наша таблица 13. Мы их обработали по такой же схеме и для сравнения привели в таблице 15.

Таблица 15

 

наши данные

американские данные [7]

ISTJ

не 7

-

ISFJ

6

не 5

INFJ

-

4

INTJ

5

5

ISTP

-

-

ISFP

4

2

INFP

4

4

INTP

-

5

ESTP

7

-

ESFP

6

7

ENFP

7

7

ENTP

7

3

ESTJ

2

8

ESFJ

1

2

ENFJ

7

2

ENTJ

3

8

Литература

  1.  
  2. John Fudjack. Microcosmicity - Do Individuals’ Enneagram Scores Tend to Parallel the Distribution Patterns of the MBTI Types to Which They Belong? And if so, What Does This Mean? Oct., 1998.
  3. Крегер, Дж. М. Тьюсон “Типы людей и бизнес”; М. ПЕРСЕЙ*ВЕЧЕ*АСТ, 1995.
  4. Walter J. Geldart. Management Challenges for the 21 st Century by Peter F. Drucker – A Review. September, 1999.
  5. Keirsey, David and Marilin Bates. Please Understand Me. Del Mar, Calif.: Prometheus Nemesis book, 1978.
  6.  
  7. Riso, Don Richard and Russ Hudson. Personality Types (revised), Houghton Mifflin, 1996
  8.  
  9. Patricia Dinkelaker and John Fudjack . A Third Principle Governing the Distribution of MBTI Type Across the Enneagram. July, 1998.
  10.  
  11. http://tap3x.net/EMBTI/charts.html
  • Приложение 1
  • Таблица 11

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    E

    I

    S

    N

    T

    F

    J

    P

    1

    1.00

    -0.22

    0.06

    -0.44

    -0.05

    0.02

    -0.46

    0.36

    -0.21

    -0.27

    0.21

    0.37

    -0.37

    0.32

    -0.35

    0.43

    -0.47

    2

    -0.22

    1.00

    -0.22

    -0.07

    -0.56

    0.10

    0.00

    -0.12

    0.01

    0.34

    -0.34

    0.12

    -0.15

    -0.37

    0.30

    -0.02

    0.03

    3

    0.06

    -0.22

    1.00

    -0.40

    0.01

    -0.34

    -0.02

    0.34

    -0.25

    0.15

    -0.14

    0.09

    -0.07

    0.38

    -0.34

    0.09

    -0.11

    4

    -0.44

    -0.07

    -0.40

    1.00

    0.14

    0.09

    0.23

    -0.66

    0.17

    -0.19

    0.26

    -0.38

    0.39

    -0.42

    0.46

    -0.37

    0.40

    5

    -0.05

    -0.56

    0.01

    0.14

    1.00

    -0.09

    -0.05

    -0.04

    -0.08

    -0.25

    0.29

    -0.26

    0.25

    0.19

    -0.15

    -0.09

    0.11

    6

    0.02

    0.10

    -0.34

    0.09

    -0.09

    1.00

    -0.55

    -0.30

    0.41

    -0.37

    0.35

    0.36

    -0.33

    -0.04

    -0.02

    0.30

    -0.28

    7

    -0.46

    0.00

    -0.02

    0.23

    -0.05

    -0.55

    1.00

    -0.08

    -0.31

    0.46

    -0.42

    -0.59

    0.54

    -0.20

    0.30

    -0.62

    0.61

    8

    0.36

    -0.12

    0.34

    -0.66

    -0.04

    -0.30

    -0.08

    1.00

    -0.57

    0.18

    -0.18

    0.22

    -0.22

    0.49

    -0.47

    0.28

    -0.27

    9

    -0.21

    0.01

    -0.25

    0.17

    -0.08

    0.41

    -0.31

    -0.57

    1.00

    -0.21

    0.18

    0.12

    -0.10

    -0.26

    0.19

    0.09

    -0.09

    E

    -0.27

    0.34

    0.15

    -0.19

    -0.25

    -0.37

    0.46

    0.18

    -0.21

    1.00

    -0.93

    -0.16

    0.14

    -0.12

    0.12

    -0.19

    0.18

    I

    0.21

    -0.34

    -0.14

    0.26

    0.29

    0.35

    -0.42

    -0.18

    0.18

    -0.93

    1.00

    0.10

    -0.05

    0.12

    -0.11

    0.16

    -0.12

    S

    0.37

    0.12

    0.09

    -0.38

    -0.26

    0.36

    -0.59

    0.22

    0.12

    -0.16

    0.10

    1.00

    -0.90

    0.31

    -0.39

    0.62

    -0.61

    N

    -0.37

    -0.15

    -0.07

    0.39

    0.25

    -0.33

    0.54

    -0.22

    -0.10

    0.14

    -0.05

    -0.90

    1.00

    -0.27

    0.37

    -0.55

    0.55

    T

    0.32

    -0.37

    0.38

    -0.42

    0.19

    -0.04

    -0.20

    0.49

    -0.26

    -0.12

    0.12

    0.31

    -0.27

    1.00

    -0.90

    0.30

    -0.30

    F

    -0.35

    0.30

    -0.34

    0.46

    -0.15

    -0.02

    0.30

    -0.47

    0.19

    0.12

    -0.11

    -0.39

    0.37

    -0.90

    1.00

    -0.41

    0.41

    J

    0.43

    -0.02

    0.09

    -0.37

    -0.09

    0.30

    -0.62

    0.28

    0.09

    -0.19

    0.16

    0.62

    -0.55

    0.30

    -0.41

    1.00

    -0.97

    P

    -0.47

    0.03

    -0.11

    0.40

    0.11

    -0.28

    0.61

    -0.27

    -0.09

    0.18

    -0.12

    -0.61

    0.55

    -0.30

    0.41

    -0.97

    1.00

     

    Таблица 13 Приложение 2.

    X1A

    INFJ

    INTJ

    ENFP

    ENTP

    INFP

    ISFP

    ENFJ

    ESFJ

    INTP

    ISTP

    ENTJ

    ESTJ

    ISTJ

    ISFJ

    ESTP

    ESFP

     

    1

    4

    1

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    3

    2

    0

    14

    22

    5

    1

    0

    56

    2

    1

    0

    4

    2

    1

    0

    2

    0

    2

    0

    4

    20

    15

    2

    4

    0

    57

    3

    1

    1

    0

    2

    0

    0

    0

    0

    2

    2

    2

    5

    10

    0

    0

    0

    25

    4

    0

    2

    0

    0

    6

    1

    0

    0

    4

    2

    0

    1

    4

    1

    1

    1

    23

    5

    0

    3

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    2

    1

    0

    0

    4

    0

    1

    0

    12

    6

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    2

    6

    3

    1

    1

    14

    7

    0

    3

    2

    2

    1

    0

    1

    0

    3

    1

    0

    2

    1

    0

    5

    1

    22

    8

    0

    6

    0

    4

    0

    0

    0

    0

    3

    1

    3

    18

    28

    2

    2

    0

    67

    9

    2

    2

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    2

    0

    0

    5

    13

    2

    2

    0

    31
     

    9

    18

    7

    12

    11

    1

    4

    1

    21

    9

    9

    67

    103

    15

    17

    3

    307

     

    Таблица 14 Приложение 3.

    Y1

    INFJ

    INTJ

    ENFP

    ENTP

    INFP

    ISFP

    ENFJ

    ESFJ

    INTP

    ISTP

    ENTJ

    ESTJ

    ISTJ

    ISFJ

    ESTP

    ESFP

    1

    0.81

    -0.46

    -0.38

    -0.31

    -0.25

    -0.21

    0.24

    1.67

    -0.31

    -0.05

    -0.40

    0.46

    0.34

    0.33

    -0.47

    -0.40

    2

    -0.23

    -0.60

    0.86

    0.00

    -0.25

    -0.21

    0.85

    -0.21

    -0.50

    -0.64

    0.90

    1.02

    -0.26

    -0.16

    0.02

    -0.40

    3

    0.20

    -0.28

    -0.38

    0.80

    -0.38

    -0.21

    -0.38

    -0.21

    -0.04

    0.70

    1.08

    0.18

    0.38

    -0.49

    -0.64

    -0.40

    4

    -0.57

    0.09

    -0.38

    -0.63

    1.58

    1.67

    -0.38

    -0.21

    0.92

    0.81

    -0.40

    -0.69

    -0.68

    -0.09

    -0.23

    0.58

    5

    -0.57

    1.37

    -0.38

    -0.63

    0.24

    -0.21

    -0.38

    -0.21

    0.85

    0.75

    -0.40

    -0.93

    0.07

    -0.49

    0.15

    -0.40

    6

    0.81

    -0.60

    -0.38

    -0.63

    -0.38

    -0.21

    -0.38

    -0.21

    -0.86

    -0.64

    -0.40

    -0.14

    0.51

    1.49

    0.04

    1.20

    7

    -0.57

    0.47

    1.22

    1.00

    -0.04

    -0.21

    1.21

    -0.21

    0.54

    0.12

    -0.40

    -0.42

    -1.28

    -0.49

    1.51

    0.62

    8

    -0.57

    0.11

    -0.38

    0.44

    -0.38

    -0.21

    -0.38

    -0.21

    -0.40

    -0.39

    0.43

    0.56

    0.46

    -0.21

    -0.36

    -0.40

    9

    0.67

    -0.09

    0.19

    -0.05

    -0.14

    -0.21

    -0.38

    -0.21

    -0.20

    -0.64

    -0.40

    -0.03

    0.47

    0.11

    -0.03

    -0.40